Православие антидор как правильно приготовить

О ПРОСФОРЕ, АНТИДОРЕ И АРТОСЕ

Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Просфора



Просфора (греч. «приношение») - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых.

Просфоры в Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста, состоящего из лучшей пшеничной муки, без всякой примеси, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа) или (в виде исключения, по особому разрешению) образ какого-либо святого.

Просфора состоит из двух частей в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.

Св. Симеон Солунский о квасном хлебе рассуждает так:

«Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно: нас ради восприняло плоть нашу; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было и совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего. В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода - крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли». Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.

В Ветхом Завете существовала заповедь о принесении хлеба в жертву: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13).

Происхождение двучастности просфоры также находим в Ветхом Завете.

Святой Симеон Солунский говорит: «Все, что устроил Моисей внутри скинии, а особенно ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось святая святых. Были в скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие хлеб живой и небесный, т.е. два естества, Божеское и человеческое».

Просфорой в древности называли приношения из хлеба, вина, елея, воска для свечей, с которыми первые христиане приходили в храм к литургии. Из этих добровольных приношений отделялась часть хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список, также поминались в молитве.

Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица.

Просфора - это святыня и верующие благоговейно вкушают её прежде принятия всякой пищи. Родители должны приучать своих детей относиться с благоговением к просфоре, правильно ее вкушать и не допускать, чтобы крошки падали на пол.

Просфору хранят в святом углу возле икон, в чистой посуде, отнюдь не вместе с другими продуктами питания.

Испортившуюся просфору следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь).


Молитва на принятие просфоры и святой воды


Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Что такое антидор


В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры. из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – «вместо» и ди орон – «дар», то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, повидимому, для того, чтобы подать некоторое утешение и освящение тем, кто не причащался за литургией. Вместо Святых Даров им начали раздавать те хлебы, которые оставались от бескровной жертвы.

Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви древнейшим упоминанием об антидоре можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.
Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимией.

Антидор должно принимать благоговейно. сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Протопресвитер Валерий Лукьянов. Богослужебные заметки


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Антидор и его целительная сила

Антидор - что это?

Антидор является святыней в православной традиции и представляет собой небольшие части просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. Само слово «Антидор» пришло в русскую речь из греческих источников и буквально переводится как «вместодарие». Священный смысл вкушения Антидора, по словам святого архиепископа Симеона Солунского, кроется в том, что этот хлеб является принявшим Божественное Слово. Раздача Антидора проходит по завершении Литургии. Эта традиция ведет свои корни с того момента, когда в церковной практике изжила себя тенденция причащать каждого участника Литургии. До установления новых правил причащался непременно каждый пришедший на Литургию. Лишить себя Даров Бога не хотел никто. Христианин, не могущий быть на Божественной Вечери, получал Святые Дары от дьяконов, разносивших их по тюрьмам и больничным палатам. Кто в эти дни отправлялся в путешествия, тот заранее брал Святые Дары с собой в путь. С течением времени традиция начала ослабевать: меньше народу стало посещать Божественную Литургию, и не каждый пришедший принимал участие в Вечери. Так вместо Святых Даров пришедшим начали предлагать вкусить хлебные части, оставшиеся после принесения бескровной жертвы.

Фото с сайта vazhemonastery.ru

Такие предложения именовали «благословением»: эти хлебы не являлись Святыми Дарами и не освящались Святым Духом, но уже то, что они были элементом предложения, делало их благословенными и освященными. А поскольку «благословением» называлась и сама Божественная Вечеря, для подносимых хлебов во избежание путаницы выбрали именование «Антидор» — вознаграждение. Впервые раздача Антидора была зафиксирована на уровне правила на галлийском 9 Камнетском Соборе и датируется свидетельство 17 веком. Есть и более ранние упоминания о раздачах Антидора всем, кто не причащался. Древнейшим считается запись Германа Константинопольского в «Изъяснении на Литургию». Номоканон предписывает использовать для приготовления Антидора просфоры Пресвятой Богородицы, если остатков просфоры Святого Агнца будет недостаточно для необходимого объема Антидора. В Кормчей книге есть указания на запрет раздачи Антидора всем, кто придерживается иных религиозных воззрений или еще не прошел таинство Крещения. Также действует запрет на употребление Антидора каждому, находящемуся под епитимьей.

Правила употребления и хранения Антидора

Антидор, как Артос и Просфора, является святыней и обладает целительной силой, врачующей не только душу, но и телесные недуги при наличии у христианина веры в исцеление. Традиция предписывает вкушать Антидор непременно с благоговением и желательно без предварительного употребления иной пищи. Антидор является Святым хлебом, принесенным с Божьего жертвенника и получившим небесное освящение. Наибольшая целительная сила кроется в частицах Антидора, вкушенных непосредственно в храме натощак из рук священнослужителя. При вкушении Антидора в храме ладони надлежит сложить крестом, положив правую руку на левую. Руку священника, которая раздает Антидор, следует благоговейно и с благодарностью поцеловать. Антидор насыщается своей святой силой через молитву священнослужителя, поэтому к этой святыне следует относиться внимательно, стараясь не крошить частицы священного хлеба на пол. По этой причине прием Антидора проводится над тарелкой или белым листом бумаги, чтобы части святого хлеба не попали под ноги, не оказались попираемы. Разрешается получать Антидор в стенах храма и хранить его вместе с Артосом и Просфорой в качестве духовного лекарства. Рекомендуется хранить Антидор возле икон в доме и принимать во время болезней физических и душевных немощей с молитвой.

Фото с сайта hrbcb.ru

Прием Антидора — это не употребление пищи. Об этом следует помнить. Вкушение Антидора в болезни и просто при желании прикоснуться к святыне — это, прежде всего, священнодействие. Вкушение Антидора может сопровождаться испитием крещенской и освященной воды. Если употребляется и Артос, и Антидор, и Просфора, то последовательность приема святынь необходимо соблюдать следующую: сначала вкушается Артос со святой водой или без нее, затем Антидор, а затем Просфора. Если Антидор, принесенный из храма, испортился, то его ни в коем случае нельзя выбрасывать. Священный продукт, вышедший из срока употребления, следует сжечь самостоятельно или же отдать в храм, где его сожгут служители. Можно также собрать испорченный Антидор и пустить его по реке.

Целительная сила Антидора

Являясь святыней, Антидор обладает мощными лечебными свойствами, как и святая вода, Просфора, Артос. При соблюдении правил приема Антидора душа и тело защищаются от проникновения нечистого духа, происходит освящение организма, просвещение мыслей и приближение человека к Богу. Поскольку Антидор освящен молитвой священника, святой хлеб пронизывается благодатью Божьей и обретает в связи с этим силу врачевать дух и тело. Многими верующими на себе проверена сила исцеления Антидором. Святые старцы хранили Антидор и давали его обратившимся болящим, после чего у страдающих наступало исцеление. Разумеется, прием Антидора должен быть сопровожден молитвой. Вкушение святыни помогает не только устранить сильные головные боли или избавить от бессонницы, тревог и стрессов, но и ликвидировать саму причину недуга — страстные и греховные помыслы и влечения. Антидор, насыщенный благодатью, гасить страсти в человеке, освобождает душу от размножающейся скверны. Употребление Антидора дарует покой уму, телу и душе. При желании исцелиться от хронических недугов Антидор можно принимать ежедневно небольшими частями, сопровождая вкушение святыни искренними молитвами и благодарностью и употребляя святую воду. Антидор можно принимать и в отсутствие физических заболеваний. Святыня помогает поддерживать связь с Богом, блюсти чистоту духа и обуздывать страсти. Врачевательная сила Антидора велика и во многом определяется силой веры и горячностью сопроводительной молитвы.

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Источники: http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi09.htm, http://verapravoslavnaya.ru/?Prosfora-alf, http://blagozdravnica.ru/antidor-i-ego-tselitel-naya-sila/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения