Как правильно ставить мотор лодку

Как подключить лодочный мотор

Давайте разберемся, как подключить лодочный мотор так, чтобы не пришлось везти внезапно вышедший из строя агрегат в сервис. Практически все модели, представленные на российском рынке, имеют стандартные узлы крепления. Речь идет транцевых скобах.

Главная рекомендация для тех, кто хочет знать, как правильно установить лодочный мотор — монтируйте агрегат на пласредстве точно по центру. Используя при этом зажимы и специальную скобу. Первые нужно закрутить до упора. Причем во время хода нужно периодически осматривать их состояние. Почему это нужно делать? Потому что вибрации могут ослаблять места соединений. Плохо закрепив зажимы, вы рискуете узнать:

  • как выглядит смещение движка
  • что такое внезапное ухудшение управляемости
  • возникновение угрозы аварии (тьфу-тьфу, конечно)

В комплектацию некоторых моделей входит страховочный трос. Он крепится одним концом к судну, а вторым — к транцевой скобе. Не следует пренебрегать этой мерой, потому что потеря двигателя на ходу — совершенно несмешная и весьма вероятная ситуация. Кстати, если она произошла, агрегат следует незамедлительно передать в сервис на ревизию.

Важные рекомендации

Проводя испытания на открытой воде, необходимо оценить плавучесть судна в спокойном состоянии и с максимально допустимой нагрузкой. Уровень воды должен быть в любом случае ниже отверстия насадки глушителя. Вода не должна попадать в него даже при выключенном моторе.

Грамотная установка лодочного мотора выполняется строго по килевой (центральной) линии судна. Завершив ее, удостоверьтесь, что баланс не нарушен. Если есть отклонения, то управляемость гарантированно ухудшится. Владельцы ассиметричных, а также бескилевых плавсредств должны консультироваться перед установкой с производителем.

Чтобы сопротивление водной глади было минимальным, угол, на который плоскость ватерлинии отклоняется от оси лодочного винта, также должно стремиться к нулю. Кстати, на сопротивление серьезное влияние оказывает высота, на которой был закреплен силовой агрегат:

  • слишком высоко — возможно вращение винта на границе воды и воздуха (кавитация)
  • слишком низки — с увеличением сопротивления воды происходит потеря мощности

В данном случае следует ориентироваться на антикавитационную пластину: расстояние от нее до днища не должно превышать 1 дюйма.

Вообще, оптимальная высота расположения мотора зависит от комбинации, известной как лодка-движок . Пробный неспешный заплыв дает возможность оценить, насколько правильно был установлен силовой агрегат.

Что такое тримминг?

Это регулировка дифферента. Благодаря ей можно настроить положение судна относительно поверхности движения, то есть, воды. Правильно установив дифферент, вы гарантированно избежите потерь мощности в процессе передвижения, а также снизите расход горючего.

Три элемента, от которых зависит дифферент судна — это:

Его выбор зависит от прогнозируемой скорости, уровня загрузки и погоды.

Если установить слишком большой дифферент — отрицательный или положительный — судном станет хуже управлять. Кроме того, снизится его устойчивость. Возможный результат — авария. Поэтому при малейшем подозрении на сбившийся дифферент, следует совершить остановку и проверить его.

Помните, в состоянии покоя судно с мотором и грузом имеет наиболее устойчивое и стабильное положение при условии, что угол между килем и водой (то есть, дифферент) не более 5-ти и не менее 3-х градусов. Если он слишком большой, нос сильно задирается над водой, а если слишком маленький (вернее, отрицательный) — пытается как бы нырнуть в нее. В обоих случаях наблюдается ухудшение устойчивости и управляемости.

Установка лодочного мотора на лодку и регулировка на транце.

По-существу, к каждому приобретенному лодочному мотору, вам обязательно в упаковку положат паспорт к нему и инструкцию. Все схемы установки очень несильно расходятся друг с другом, независимо от производителя. Как правило, предлагается вариант его установки по центру транца лодки, с заглублением плиты ноги, ошибочно называемой антикавитационной. ниже обреза днища в среднем на 15-25 мм и, если используется ручная откидка, то положение штока угла наклона от вертикальной оси -в зависимости от угла наклона транца. В принципе, такой вариант имеет право на существование.

В большинстве же случаев, когда лодочный мотор устанавливает специалист, такое заглубление дейдвуда будет ему казаться излишним. Мотор, помимо тяги, так же создает и довольно серьезное сопротивление при движении. Установив лодочный мотор чуть повыше, мы существенно снизим сопротивление. Обратная ситуация тоже может возникнуть -повышенная аэрация гребного винта. Особенно, на резких разворотах.

В этот момент, винт подхватывает воздух с поверхности воды, образуя множество втягивающих воронок. Все бы ничего, но в этом случае, обороты возрастают так, как буд-то бы ПЛМ вынули из воды на полном ходу. Моментально теряется упор гребного винта, мотор орет от перекрута. Приходится моментально сбрасывать газ.

Для лодок, которым не хватает порой совсем немного мощности мотора и раскрутки до рабочих оборотов, данный вариант может стать одним из решений проблемы. А так же возможна незначительная экономия топлива.

При настройке лодочного мотора на скоростных глиссирующих лодках, мотор регулируется не столько относительно уровня воды, сколько относительно нижней точки транца. Ставится максимально высоко, часто плита оказывается параллельно днищу, а то и выше, с тем условием, что вода будет без проблем поступать в водозаборные отверстия системы охлаждения. Для некоторых лодочных моторов с водозаборником на нижней части плиты это не очень подходит. При заборе воды ниже, в створе сапога редуктора, проблем обычно не возникает.

На воде лодка проходит тест, который включает в себя серию поворотов и прохождения по волне, с целью определить, возникает ли аэрация и как часто. Определяется просто, по реву лодочного мотора и внезапному увеличению оборотов. При постоянном ее проявлении, разумеется, мотор необходимо чуть опустить. Конечно, учитывается и положение триммера, угла откидки дейдвуда лодочного мотора, и брызгообразование за транцем, и килеватость днища. А так же расстояние между дейдвудом и нижней частью транца.

Помимо всего прочего, часто некоторое смещение мотора относительно центра транца, способно повысить стабильность лодки и ее управляемость. Понятно, что реакцией лодки на гребной винт правого вращения, будет, в первую очередь, уваливание ее налево, и двигатель необходимо сместить к правому борту, но для небольших лодок все будет решать привычка шкипера управлять лодкой, сидя на том или ином борту.

При желании заняться экспериментами с установкой лодочного мотора, следует помнить, что мотор должен пройти не только полную обкатку, но и должен быть уже достаточно приработан, а при серьезном нарушении режима работы мотора, дилер может снять с вас гарантию.

В любом случае, схема, предлагаемая производителем, содержит в себе некоторую перестраховку. Практически всегда можно смело поднимать его выше, соблюдая описанные меры предосторожности. Часто это дает заметный результат. Правда, не всегда. Особенно, на надувных лодках. когда причиной нестабильного поведения лодки нередко является качество изготовления и отсутствие жесткости. Хотя, почему бы не попробовать? Только надо помнить, что на надувных транцевых лодках, как правило, плоскость днища не является самой нижней точкой, баллоны часто находятся ниже, к тому же имеют вылет в виде конусов различной конфигурации.

Эксперименты с установкой ПЛМ следует проводить, желательно набравшись некоторого опыта в управлении моторной лодкой. Кроме того, тестировать установку можно только на большом пространстве открытой воды, ведь возможное появление аэрации при развороте, резко снизит управляемость лодки.

В заключении хотим напомнить, что необходимо принять за правило наличие крепкого страховочного троса для вашего лодочного мотора, который одни концом крепится к транцу лодки. Затяжка струбцины всегда может разболтаться, да и часты случаи, когда просто забывают ее затянуть. Создавая упор на лодку, мотор будет сидеть довольно твердо, но при ударе о подводное препятствие или на сильной волне, придется нырять, доставать и, не позднее суток реанимировать его. Если, конечно, не успел произойти гидроудар в поршневой группе. Отсюда второе правило -обязательное крепление стропы аварийного выключения к руке или к спасжилету, потому как. не только лодочные моторы вылетают из лодок.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru

Правильная установка лодочного мотора

Установка лодочного мотора на надувную лодку, является одним из важных моментов при подготовке ее к эксплуатации.

Ведь просто установить лодочный мотор, этого мало, надо его установить правильно и об этом мы поговорим дальше, так как это очень важно.

Устанавливаем лодочный мотор правильно

Влияние высоты транца на работу лодочного мотора.

Специфика работы лодочного мотора заключается в том, что он должен обеспечить максимальную отдачу КПД при минимальных затратах топлива. И одним из важных факторов, который влияет на данный показатель, это высота транца надувной лодки.

Допустим, вы установили лодочный мотор, и транец оказался высоким. В итоге, винт может оказаться не загруженным достаточно в воду и, в лучшем случае, будет работать на половину в холостом режиме, молотя воду с воздухом.

Другая ситуация, когда транец оказался слишком низким. Винт в такой ситуации оказывается глубоко под водой и это создает дополнительное сопротивление встречному потоку воды. При этом увеличенное плечо будет поднимать нос надувной лодки, что очень опасно в случае использовании лодочного мотора большой мощности. Это может даже привести к переворачиванию.

Для того, что бы правильно установить лодочный мотор, необходимо знать что такое антикавитационная плита и как она должна располагаться относительно днища судна.

Как видно из рисунка антикавитационная плита должна быть параллельно днищу судна и находится ниже на 3,5 – 5см. Если вы уменьшите этот показатель, то сможете немного увеличить скорость судна, но при этом, особенно во время небольшого волнения, может возникнуть подсос воздуха и КПД работы лодочного мотора значительно снизится.

  • а -Антикавитационная пластина;
  • b -Рекомендуемая высота транца (381 мм).

Выполняя указанные выше рекомендации, вы обезопасите себя от опрокидывания и сэкономите топливо.

Следующий параметр -угол наклона лодочного мотора

Как и высота транца, угол наклона двигателя играет важную роль в повышении КПД его работы и сильно влияет на скоростные показатели и эксплуатационные качества надувной лодки.

Угол наклона лодочного мотора должен быть выставлен так, что бы его антикавитационная плита находилась параллельно водной глади на максимальных оборотах его работы.

Регулировка данного угла наклона на разных лодочных моторах может проводиться по разному, вам необходимо внимательно изучить инструкцию по эксплуатации той марки двигателя, который вы приобрели.

Но обычно это производится изменением расположения специального штырька, который находится в струбцине навески лодочного мотора.

Переставляя штырек, вы измените угол наклона двигателя. Однако данные работы следует проводить только на выключенном моторе.

В зависимости от модели лодочного мотора допустимый диапазон угла наклона может быть разным.

Ниже приведен диапазон регулировки угла наклона для некоторых моторов.

Импортные лодочные моторы – 5 – 15 градусов.

  • Вихрь 5 – 15 0;
  • Ветерок -8/12 0 0 – 10 0;
  • Салют 4 0 – 24 0;
  • Нептун -23 5 0 – 15 0.

При покупке моторной надувной лодке, обратите внимание на угол стационарного транца, который должен быть в приделах 5 – 10 градусов, мы писали про это в статье Надувные лодки с транцем. Поэтому при выборе обязательно учитывайте это параметр.

От угла наклона транца, будет зависеть, какой лодочный мотор лучше всего будет установить на надувную лодку. Это видно из указанных выше угловых показателей.

Если вы установите не тот мотор, который нужно, то у вас будет либо задирать нос, либо нос будет зарываться.

Распределение груза

Еще один критерий на который стоит обращать внимание.

От того, как вы распределили груз и пассажиров в надувной лодке, будут зависеть многие эксплуатационные качества, в том числе и маневренность.

Что бы было понятней, рассмотрим на примерах.

Что произойдет, если произошло смещение груза к корме:

В данной ситуации, хотя и общая скорость увеличится, но нос лодки начнет хлопать по небольшой волне, надувная лодка начнет прыгать как «дельфин».

Если общий вес груза и пассажиров сместился к носу:

То в данной ситуации ход судна будет плавным, остойчивость при волнении будет лучше, однако если вы перегрузили надувную лодку, то ее будет уводить в разные стороны.

Поэтому нельзя пренебрегать всеми основными факторами, которые влияют на правильную установку лодочного мотора, и дальнейшую его правильную эксплуатацию.

Это, повторюсь, высота кормового транца и его угол наклона, угол наклона лодочного мотора и правильное распределение грузов и пассажиров в надувной лодке.

Последний показатель очень сильно влияет на то, перегрузите ли вы лодочный мотор в ходе эксплуатации, или нет.

Так что используйте данные рекомендации и получайте удовольствие от хождения на надувной лодке под мотором.

Источники: http://motlod.com/stati/kak-podklyuchit-lodochnyij-motor.html, http://goodboating.ru/nastroyka-lodochnogo-motora-ustanovk/, http://www.argo-lodki.com/pravilnaya-ustanovka-lodochnogo-motora.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения